Сретенье Господне – встреча двух миров

Веселись и ты, старец праведный
Принимая в объятия Освободителя душ наших,
Дарующего нам Воскресение
Тропарь

Слово «сретенье» означает «встреча». Поводом для празднования послужило принесение младенца Иисуса во храм, и его встреча со старцем Симеоном. Однако, за довольно рядовым событием (на 40-й день в храм приносили всех младенцев мужского пола) стоит глубокий философский смысл.

Симеон был книжником, изучал Закон Божий и участвовал в его переводе с иврита на греческий. Когда его работа дошла до книги пророка Исайи, в которой тот обещал, что «Дева во чреве приимет и родит», Симеон решил исправить слово «дева», понимая, что такое невозможно. Но его руку остановил ангел, который пообещал, что старец будет жить, пока не встретит младенца, рожденного таким необычным способом –
Мессию.

Долго пришлось ученому мужу ждать этого события. Его тяготила такая долгая жизнь, поэтому увидев младенца Иисуса, он очень обрадовался. Тому, что имеет возможность увидеть и даже подержать Спасителя на руках. Тому, что долгий земной путь его подходит к концу и впереди его ждет покой. Теперь смерть ему была не страшна, ведь он видел Спасителя.

Христиане так и называют Симеона – Богоприимец. Принял Господа на руки и пророчествовал матери его Марии, предсказывая, какой крестный путь ей предстоит пройти.

На примере Симеона мы видим, что долгая и плодотворная жизнь не приносит истинной радости, пока не произойдет встреча с Господом. Только эта встреча наполняет душу истинным ликованием. Радовался Симеон, ликовала, прославляя Бога, праведница Анна, которая присутствовала при встрече.

А еще, встреча с Господом приносит освобождение, мир в душе. Симеон ушел не в смерть, в жизнь вечную. Ушел, неся в душе образ младенца, «как некий светильник, в ту черную тьму», как писал Иосиф Бродский. С Господом в душе нас ждет не тьма – свет. Это ли не повод радоваться? Вместе с Симеоном в вечность отходит ветхозаветная религия, наступает время христианства. А с нами остается свет мира – Иисус. Поэтому на Сретенье освещают в храме свечи, а верующие забирают их домой, чтобы зажигать при молитве, вспоминая конец одной эпохи и начало другой.

Первые христиане понимали значение Встречи. Праздновать этот день начали уже в 4 веке, когда христианство еще не стало всеобщей религией. Описание праздника нам оставила паломница Этерия. Она поведала, что день этот празднуется праздничным шествием, проповедью пресвитеров и епископа, а затем – божественной Литургией. В центре проповеди всегда находиться главное событие – Сретенье, Встреча. Постепенно праздник распространился повсеместно, но особо важным его не считали. К середине 6 века, Византия – оплот христианства в те времена, переживала крупные катаклизмы: мор, неурожаи, землетрясения. В 544 году было одному христианину видение. Чтобы беды остановились праздник Сретенья требовалось отмечать более торжественно. С того года праздновать стали с крестным ходом и
всенощным бдением. Так Сретенье попало в число 12-ти самых важных церковных праздников.

Особое внимание и честь уделяют на Сретенье Богородице. Ведь Встреча завершает сорокадневные празднества, готовит верующих к Великому посту. К страданиям Иисуса, но и страданиям Богородицы, ведь ее душа будет пронзена печалью, говорит Евангелие.

Пока же давайте радоваться Встрече и просить о ней Господа, чтоб Святым Духом наполнил он наши души и повел на небеса.

Благотворительный фонд Святая Земля
Инвестиции в Душу!

Добавить комментарий