Православные посты — ступени к небесам

«Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост».

Василий Великий

В Православии есть 4 многодневных поста. Четыре раза в год верующие посвящают время духовному очищению и телесному воздержанию.

1. Рождественский пост

С 28 ноября по 7 января

Христиане готовятся к празднованию Рождества Христова. Что, как не усиленный пост и молитва поможет нам, хоть немного, осознать любовь Господа, настолько великую, что он послал нам Сына своего во Спасение.

Традиция поститься перед празднованием рождения Иисуса восходит к временам ранних христиан. Уже к 4 веку он соблюдался повсеместно, но официально был внесен в церковный календарь в 1166 году. Продолжительность варьировалась от года к году. По указу патриарха Луки Хрисоверга он стал длиться 40 дней.
Святой Симеон Салунский писал, как Моисей, перед тем как получить слово от Господа и выбить его на скрижалях, постился 40 дней, так и мы должны это делать, перед тем, как получить живое слово — Христа.

Рождественский, или Филлипов пост можно условно разделить на 3 части. Первые 3 недели можно есть рыбу 4 раза на неделе- во вторник, четверг, субботу и воскресенье. Следующие две недели, воздержание становиться строже, но рыба допускается по выходным. А последние дни перед Сочельником – пост строгий. В сам Сочельник за стол до первой звезды не садятся.

2. Великий пост

Перед тем, как приступить к своей миссии спасения, Христос 40 дней постился, проводил время в молитве и устоял от искушений дьяволом. Великий пост посвящен Спасителю, твориться в его воспоминание, а Страстная седьмица призвана напомнить о его последних днях и страданиях на кресте. Время поста не имеет определенных дат, зависит от того, когда празднуется Пасха. Пост строгий. Предписывается избегать «скоромной» (животного происхождения) пищи и сторониться увеселений.

Первая неделя – Торжество Православия. Вспоминают стойкость христиан, которые противостояли иконоборцам. Радуются восстановлению почитания икон в Византии в 9 веке.

Вторая неделя – время подумать о духовном совершенствовании. Этому много времени посвятил святой Григорий Палама. Он обосновал сущность духовного очищения и развития. Много писал о вероучении.

Третья неделя – Поклоняются Кресту. Орудие казни по воле Божьей превратилось в подарок, ведь через Крест мы обрели величайший дар – жизнь вечную.

Четвертая неделя – Лествица (лестница) – это пошаговый план, как достичь Царствие небесного. Написал его Иоанн Лествичник. Эта неделя посвящена ему.

Пятая неделя — Время размышлений о том, что каждый человек способен отринуть прошлое, каким бы ужасным оно не было и во Христе заново родиться. Так произошло с Марией Египетской, которая была блудницей, а стала святой.

Шестая неделя – Вход в Иерусалим. Христа встречали толпы народа, расстилая свои одежды и бросая пальмовые ветви на его пути. На Руси праздник известен, как Вербное воскресение.

Седьмая неделя – Вспоминают страдания Христа и готовят себя к радостной вести, до которой уже рукой подать, ведь Пасха грядет.

Неделя, в церковном понимании, это не 7 дней, а 1 – воскресенье. Семь дней, которые в миру именуют неделей, в церкви называют «седмицей».

3. Петров пост

Рассказать о жертве Христа и пути к спасению, выпало апостолам. Они разошлись во всей Римской империи и за ее пределы, принося людям радостную весть – евангелие. Память двух апостолов, Петра и Павла, отмечают постом и молитвой в летние месяцы. Пост этот необычный. Он не постоянный, каждый год начинается по-разному, через неделю после Троицы. А вот заканчивается в один и тот же день, 11 июля, перед поминовением Петра и Павла. Поэтому длительность от года в год разная. Чем позже празднуют Пасху (а значит и Троицу), тем короче пост. Пост не очень строгий, рыбу есть разрешается даже в среду и пятницу, если это церковный праздник. Это время еще называют апостольским постом. О нем есть упоминания в трудах христианских авторов уже в 4 веке.

4. Успенский пост

С 14 по 27 августа – время поста, посвященного Успенью пресвятой Богородицы. Это время для размышлений о великом смирении, когда «не моя воля, но твоя» определяет судьбу человека. Верующему уместно вспомнить, что пост – это не навязанные запреты, а добровольное ограничение, способствующее очищению души.

Пост строгий, но недолгий, всего 2 недели. Рыба разрешается только во время праздника Преображения, 19 августа.

Пост этот пришел к нам с первых веков христианства. В трудах Льва великого уже упоминается 4 поста, по временам года. Хотя Успенский пост по календарю еще летний, но в церковной традиции, он считается осенним. Это время освящения урожая, благодарности за него.

Пост – это время для духовного роста. Мы ограничиваем себя в пище, чтобы всю энергию направить на поиск «Царства Божия и вечной правды Его» (Матф 6:33).

В это время рекомендуется читать Библию и духовную литературу, посещать церковь, подавать милостыню. Очищая душу, мы готовим ее к встрече с Господом и спроситься с нас по делам нашим. Задача поста –покаяние, усиленная молитва, помощь ближнему.

Истинный пост заключается не столько в воздержании от животной пищи, сколько в стремлении к духовному очищению, избавлению помыслов от всего дурного. Поэтому, если вы приняли решение поститься, обратите свои мысли и поступки на созидание добра и прекращение зла, обуздание своего языка, который, как известно, «без костей», прощение обид, уплату накопившихся долгов и воздаяние всем людям за оказанную когда то помощь, посещение больных и немощных, утешение попавших в беду.

Благотворительный фонд Святая Земля
Инвестиции в Душу!

Добавить комментарий