К 12 веку, Киев начал сдавать позиции стольного города, и эти функции взял на себя Владимир.
Андрей Боголюбский окончательно перенес столицу своего княжества в этот город, обустраивал его, приглашал мастеровых людей и, конечно, строил храмы. В 1158 году по его повелению заложили первый каменный храм.
Фрески собора плохо сохранились, но даже при этом очевидно, что расписывал фасад собора опытный мастер. Именно фасад — только после перестройки собора Всеволодом Большое гнездо, северная стена стала внутренней. Пророки, держащие в руках свитки тестов, написаны с таким
мастерством, что нет сомнений, это была не единственная роспись фасада во Владимиро- Суздальской земле. К сожалению, другие свидетельства не сохранились.
После смерти князя Андрея, на престол взошел его брат, Всеволод Большое Гнездо. Он провел свою юность в Царьграде, в изгнании. Знал греческий язык и очень ценил греческую культуру. Когда Всеволод стал князем, он пригласил греческих мастеров для строительных и живописных работ.
Первым делом, Всеволод перестроил Успенский собор, который пострадал от пожара и стал мал для растущего города.
Внутри собора остались фрагменты изображения 2-х святителей за алтарем. Один из них – Аввакум, второй неизвестен. Манера письма на фресках с изображением Авраамия и Артемия говорят о том, что делал их греческий мастер или ученик греческой школы.
Печально, что в конце 19 века, на стенах еще возможно было прочитать греческие надписи, но до наших дней они не сохранились.
Дмитриевский собор
Собор Дмитрия Солунского построили не раньше 1194 года и расписывал его специально приглашенный из Константинополя художник.
До нас дошли фрески Страшного суда. На переднем плане – апостолы, позади них – ангелы. Есть изображение Богородицы, сидящей на троне и шествие в рай праведников. Греческий мастер изобразил каждого апостола живым человеком, а не застывшей фигурой. Фигуры ангелов писали минимум 2 художника, скорее всего ученики. Мазки менее уверенные, переход цветов не такой профессиональный. Бросается в глаза, как греческий тип ликов апостолов вытесняют несомненно славянские черты ангелов.
В росписи собора отчетливо прослеживается, как строгие греческие каноны смягчают русские мастера. Райский сад наполнен богатой растительностью, одеяния праведных дев несомненно славянские. Русские художники перерабатывали знания, полученные от греков и вносили свои, неповторимые черты и манеру изображения.
Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
В ходе реставрационных работ открыли фрагменты нескольких композиций: изображение святой Елены и мученицы Марии в райском саду, отроки в печи огненной, отречение Петра. Датируют
роспись концам 12 века. Она очень традиционная, тяжеловесная. Фигуры застывшие, без ритма и динамики. Никаких сведений о мастерах и заказчиках не сохранилось.
Дату росписи этой церкви мы знаем точно: 1233 год. Манера письма не повторяется больше нигде. Однако, так как расписали собор по приказу епископа Ростовского Кирилла, в ходе масштабных художественных работ по всему княжеству, принято считать, что фрески выполнены
местными мастерами.
Увы, после росписи Рождественского собора, на Руси стало не до фресок. Пришли татары. С 1243 года их набеги стали регулярными. Люди уходили в леса, связи терялись, уровень образования снижался. Не было ни средств, ни рук на возведение вличественных зданий. Главное, не было чувства безопасности, чтобы затеять крупный проект.
Наступили темные времена.
Благотворительный фонд Святая Земля
Инвестиции в Душу!