Как в миру звали любознательного, умного мальчика никто не знает. А вот его монашеское имя – Феодосий, известно каждому православному, как имя основателя Киево-Печерской лавры.
Хотя родился Феодосий недалеко от Киева, детство его прошло в Курске, где отец служил тиуном (управляющим). В 7 лет мальчика начали обучать грамоте, которой он овладел легко и в совершенстве. Феодосий читал жития святых и в сердце его зрело решение посвятить свою жизнь служению Господу. Когда мальчику исполнилось 13 лет, умер его отец. Матери не нравилось стремление сына отрешиться от мира. Она надеялась, что он последует примеру отца, будет ей опорой в старости. На этой почве у них случались ссоры.
В 14 лет, Феодосий присоединился к богомольцам, идущим в Киев. Там он пытался попасть в монастырь, но ему везде отказывали из-за юного возраста.
Прослышав про Божьего человека Антония, который жил в пещере, Феодосий нашел его и просил принять к себе. Антоний сначала отказывал подростку, но затем согласился и постриг его в иноки под тем именем, что известно всем – Феодосий.
Даже монахов преподобный поражал силой своей веры. Он почти не спал, непрестанно молился и много работал. Не чуждался самой черной работы: рыл канавы, молол зерно, носил воду.
На теле, под бедным, потрепанным рубищем, носил вериги. Но и этого казалась ему мало. Летними ночами, он подставлял тело под укусы комаров и мошек, так, что кровь текла. При этом ни на минуту не переставал молиться.
В пещеру пребывали все новые послушники, становилось тесно. Антоний решил перебраться на новое место, а вместо себя оставил Феодосия. Братия выбрала его игуменом, когда юноше исполнилось 26 лет.
Не по годам, был молодой игумен мудр, его советов искали князья и вельможи. Он был духовником Великого князя Изяслава.
Вскоре Феодосий понял, что монастырь нужно расширять. По его указу начали строить кельи для братии и заложили деревянную Успенскую церковь. Преподобный ввел первый общежитский устав, который для него привезли из Константинополя. Всей братии предписывалось все делать сообща. У всех была одинаковая одежда, трапезы были общие, время рекомендовалось проводить в трудах и молитве. Так получила начало Киево-Печерская лавра.
Игумен отличался большой аскетичностью. В обычные дни ел только хлеб да зелень, а уж в пост предпочитал вообще уединятся и сидеть на хлебе и воде. Уходил он в пещеру, а чтобы его не отвлекали от молитвы и бдения, дверь туда присыпали землей. Оставляли лишь малое оконце, чтоб в случае чего, можно было обратиться.
Феодосий ценил рукописное слово, он организовал первую русскую библиотеку. В Лавре переписывали и собирали произведения духовной литературы. Сам Феодосий считается автором 6 поучений, 2-х посланий князю и одной молитвы.
Слава монастыря ширилась, ему уже не хватало места. Монастырю выделили территорию возле пещеры, куда ушел Антоний. Там уже заложили каменную церковь. По настоянию игумена построили здания для богомольцев и неимущих. Преподобный не дождался окончания строительства каменного храма. Он умер в 1074 году. Похоронили его в пещере, где он любил уединяться.
Храм освятили в 1089 году, а в 1091 решено было перенести гроб преподобного. Тогда и увидели, что тела не коснулся тлен. Тело Феодосия было положено в Успенской церкви на виду. Но во время монголо-татарского ига, его переместили под спуд, к западным дверям. Там оно покоится и сегодня.
Канонизировали Феодосия в 1118 году. Популярность святого была так велика, что он признается святым католической и греко-католической церковью.
Нестор-летописец был иноком в Лавре. Он записал житие святого, которое стало самым популярным духовным чтением на Руси.
День памяти
10 сентября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах
15 сентября
20 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов
16 мая
1 августа – Собор Курских святых
27 августа – Перенесение мощей
Благотворительный фонд Святая Земля
Жития Святых