Почему уходят в монастырь?

 – К сожалению, до сих пор в мире распространено мнение о том, что в монастырь уходят от несчастной любви, одиночества, от жизненных трудностей и неурядиц… Иногда даже от церковных людей можно услышать: «Вот уйду в монастырь, пусть прочувствуют, как без меня плохо» или «Буду сидеть в кельи, молиться, и никто не будет меня доставать своими проблемами». Каково на самом деле предназначение монашества? 

 – Одно дело, когда бытует такое мнение у людей светских, которые совершенно ничего не понимают в духовной жизни, а если это мнение будет у некоторой части православных людей, значит, эти люди не понимают ничего в принципах духовных и воцерковлены как-то внешне. Вообще очень грустно, когда православные так думают. Значит, они какие-то полуправославные. Человек уходит не от трагедии какой-то, не от противоречий. Одна и та же причина всегда была у всех монахов: человек уходит за Христом. 

 Вот если девушка полюбила парня, её уже не остановишь. Родители её закроют, а она в форточку ночью вылезет и убежит за ним. То же самое в отношениях со Христом. Христос – это Личность. Не идея философская, не какая-то абстракция. Христос – это Личность. Это Бог, но Бог – это личный Бог. Есть такое понятие. И поэтому человек – женщина или мужчина – приходит к пониманию того, что нет ничего выше, милее, лучше, чем эта Личность, которую начал отчасти познавать. 

 Конечно, когда у человека нет отношений с Богом, таких личных, просто он читал Евангелие и как бы сочувствует, – на этом уровне сложно об этом говорить. А когда человек ходил в храм, Богу молился – у него начинают завязываться личные отношения с Богом. Потом он эту Личность начинает предпочитать всему миру – и в плане других личностей, и в плане просто интересов каких-то земных. Он влюбляется в эту Личность, и ему хочется быть только с ней, с этой Личностью. Но, чтобы совершенно быть с этой Личностью, он оставляет мир, мирские привязанности. Вспомним евангельский сюжет, когда юноша пришел ко Христу и спрашивает: «Что мне сделать, чтобы спастись?» Господь ему говорит: «Соблюди Заповеди». Юноша отвечает: «Я рожден в благочестивой семье и соблюдаю их с детства». Тогда Господь ему говорит: «Хочешь быть совершенным – оставь всё и следуй за Мной». То есть Он разделяет понятия «просто спасение» и «быть совершенным». 

 Что такое «быть совершенным»? Это быть совершенно со Христом. Полностью, всем своим пониманием, всей своей жизнью, всей своей душой быть со Христом. Для некоторых это бывает сложно. Но тот, кто именно захотел быть со Христом совершенно, понимает, что нужно все оставить. Почему-то люди светские знают: чтобы сделать, например, карьеру, нужно от многого отказаться, от того, что мешает светской карьере. Человек даже готов ради пенсии работать на вредном производстве, портить своё здоровье, вставать в 5 часов утра на ранние смены или ходить на ночные смены. И это происходит значительную часть жизни. И никто не говорит: «Вот сумасшедший человек, жертвует чем-то ради пенсии». Но в сущности ради чего жертвует? Чтобы выйти на пенсию с угробленным здоровьем, которое он потерял на вредном производстве, и затем просто умереть? А когда человек ради Царствия Небесного, ради Христа жертвует чем-то, то даже у некоторых православных людей возникают мысли: «Зачем такие жертвы?» Но ограничения всегда есть у человека. Допустим, человек-блудник, развратник, который ублажает только свою плоть и свою душу, даже он чем-то жертвует. И у него тоже какие-то ограничения есть, чтобы достичь этих наслаждений. А монахи ограничивают себя ради того, чтобы достигнуть именно Царствия Небесного. 

 И самое главное: некоторые православные люди живут понятием, что Царствие Небесное у них начнётся где-то там, за порогом гроба. Они умрут, Господь их помилует, и тогда они войдут в Царствие Небесное. А святоотеческое учение говорит, что Царствие Небесное мы можем предвкушать уже здесь, в духовной жизни, в состоянии Духа Святого, в состоянии благодати, как Серафим Саровский. На его примере это видно очень хорошо. Нет, пожалуй, слово «можем» тут не подходит. Я бы сказал точнее – должны. Если каждый христианин в какой-то мере не предвкушает здесь Царствие Небесное, то его Царствие Небесное – далёкое, иллюзорное, за гробом – очень зыбко. Многие святые отцы, в частности, Симеон Новый Богослов пишет о том, что если человек не предвкушает Царствия Небесного здесь, его христианство под большим вопросом. Поэтому монахи живут этим подвигом не ради того, чтобы когда-то что-то наследовать. По большому счету, каждый монах должен быть с Богом каждый день. Это его цель и это – его большое утешение в монашеских подвигах. 

 Протоиерей Сергий Баранов.

Благотворительный фонд Святая Земля
Инвестиции в Душу!

Добавить комментарий