Еще при жизни Спасителя, в южном городе Едессе правил Абгар V Укамма.У него была проказа, заболевания, от которого не было средств излечиться. Услышав о чудесах, которые совершал христос, Абгар написал ему письмо и отправил его с придворным художником, Аннанией. Задачей художника было либо уговорить Иисуса прийти в Едессу, либо написать его портрет. Христос, по преданию, не только приветил Анания, но даже написал ответное послание Абгару. Но с портретом у художника не задалось. Никак не мог он передать черты лица Иисуса, ухватить его выражение. Все было не то.
Видя, как страдает художник, Иисус попросил дать ему воды и полотенце (убрус). Умылся и промокнул лицо полотном. Тотчас же на нем отпечатался образ Христа. Образ, к которому никто не приложил руки, нерукотворный.
Ананий прибыл в Едессу и подарил Нерукотворный образ правителю. Тот почувствовал себя лучше, но окончательно не излечился. Через некоторое время в город прибыл один из 70-ти апостолов, Фаддей. Он крестил правителя (и тот сразу исцелился), его домочадцев и большую часть жителей города.
Нерукотворный образ был помещен над воротами в крепость. Ему оказывали почести все, кто пользовался воротами.
Но через несколько поколений, наследники Абгара решили избавиться от образа.
Епископу едесскому было видение, что реликвию надо спасать. Он закрыл образ доской и заложил кирпичами.
Еще через несколько столетий, другому епископу, снова было видение. В нем повелевалось образ открыть. Случилось это в годину испытаний, когда Едессу взяли в блокаду внешние враги. В присутствии клира, с молитвами и пением псалмов, епископ убедился, что нерукотворный образ сохранился прекрасно. Более того, такое же изображение появилось на доске. Враг отступил, город был спасен. Икону и ее копию поместили в местные храмы.
Но недолго царил мир в Едессе. Вскоре ее завоевали арабы. Хотя они не препятствовали поклонению образу, для православных нелегко было добраться до мусульманского города и пребывать там.
Тогда, император Константин (Багрянородный), выкупил святыню у эмира Едессы и перенес его в Константинополь. 29 августа (по новому стилю) реликвию доставили в столицу православия и поместили в Фаросской церкви.
Он пропал во время крестовых походов. Достоверных сведений не сохранилось. Одни источники утверждают, что корабль, на котором везли Нерукотворный образ, утонул.
Другие — что он хранился какое -то время во Франции (или Италии).
В 1355 году первую икону Спаса Нерукотворного привез на Русь митрополит московский Алексий. Он же дал повеление построить первую Спасскую церковь. Теперь храмов, посвященных Спассу Нерукотворному — множество. Иконы с образом помещали на городских стенах, на хоругвях и в домах. Перед образом молился Дмитрий Донской накануне решающей битвы с татарами.
История Спасской башни Кремля также связана с Нерукотворным образом. Царю Алексею Михайловичу, доложили, что вятский крестьянин Петр Палкин, слепой от несчастного случая, прозрел, помолившись образу Спаса. По приказу царя, икону торжественно доставили в москву. Встречать поезд с образом вышли царь со всем семейством и патриарх с клиром. Внесли в город икону через фроловские ворота, которые с тех пор стали называться Спасскими. Такое же название получила и башня.
В народе праздник называют Ореховым (третьим) Спасом. В это время начинался сбор орехов. А в праздник освящали домотканое полотно и хлеб нового урожая.
Празднование
29 августа
Благотворительный фонд Святая Земля
Инвестиции в Душу!