В небольшом городе Анафофе, близ Иерусалима в 6 веке до нашей эры родился удивительный мальчик. Звали его Иеремия. Его родина – Иудея, переживала трудные времена. Благочестивые цари ушли в прошлое, люди забыли закон Божий, поклонялись идолам, не соблюдали заветов.
Изредка на трон всходил царь, который пытался следовать законам Моисея, но его преемники разрушали созданное. Юность Иеремии пришлась на царствование Осии, царя, который соблюдал заповеди. Ненадолго ему удалось вернуть потерянные ранее земли, восстановить мир и избавиться от ассирийцев-оккупантов.
Когда Иеремии исполнилось 15 лет, Господь призвал его к пророческому служению: «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер.1:9). Юноша, как и Моисей за несколько веков до него, испытал страх и пытался отказаться от великой миссии. Но Господь был непреклонен: «…прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер 1: 5-10). Глубоко верующий Иеремия принял волю Господа с послушанием.
Иеремия призывал народ покаяться, начать соблюдать Закон, уповать на Господа. Но люди пребывали в эйфории от побед, избавления от ассирийцев, ничего, кроме враждебности и осуждения, Иеремия не добился.
Дар пророчества – тяжелое бремя. Пока окружающие наслаждаются настоящим, пророки видят будущее. Люди праздновали нынешние победы, а Иеремия говорил им о грядущих проклятиях, о том, что храм Соломона будет разрушен.
Тщетно призывал он отвратиться от дурных путей, покончить с нечестивыми привычками. Даже во времена Осии, к нему мало прислушивались, а уж, когда трон унаследовали его сыновья,
невежественные и жестокие, к Иеремии стали относиться, как к врагу. Несколько раз с ним хотели покончить, но вмешательство людей, которые верили, что Иеремия – пророк, спасало. Однако, в конце концов, его арестовали, и Иеремия предстал перед судом. Великое множество народа
собралось на суд. Были там жесткие противники пророка, но были и защитники. Первые требовали смертной казни, вторые говорили, что пророк Михей во времена Изекии тоже предсказывал разрушение Иерусалима, если народ не станет на путь праведный. Тогда правители и народ прислушались к его словам, исправили неправедные пути свои и бедствия не случилось.
Иеремию отпустили. Но ненависть правящей верхушки к нему нарастала.
Тем временем, на престол в Вавилоне взошел Навуходоносор. Железной рукой он правил своим царством и захватывал новые и новые. В это время было слово от Господа к Иеремии, чтобы он начал записывать свои пророчества. Помогал ему в этом Варух. Из свитка читал Варух пророчества в храме, призывая людей прекратить неправедную жизнь, иначе их ждет война, разруха и плен.
Когда царю Иоакиму принесли свиток, он повелел книгу сжечь, а Иеремию и Варуха арестовать, но они успели скрыться. За это Господь пообещал наказать Иоакима и его детей. А Иеремии повелел восстановить написанное.
Вавилонская армия подошла к Иерусалиму, но не захватила город, а получила приказ идти воевать с Египтом. Лжепророки насмехались над Иеремией, хвастались «победой». Пророка арестовали и привели к царю. Там Иеремия опять предсказал, что Иерусалим будет захвачен и разрушен. Тайно, царь уважал Иеремию и хотел прислушаться к его речам, но боялся пойти против царедворцев и народа. Он оставил Иеремию под охраной во дворце. Когда Иерусалим захватили, вавилоняне отнеслись к пророку с уважением. Однако, иудеи, которые не смирились с захватом города, захватили его и насильно увезли в Египет. Там Иеремия в очередной раз призвал народ поклонятся истинному Богу и покаяться, но к нему не прислушались. Скорее всего, Иеремия умер в Египте. Предание говорит, что Иеремию забили камнями за то, что он продолжал обличать неправедное поведение иудеев.
Во 2-й Маккавейской книге говорится, что Иеремия призвал взять с собой в Египет огонь из храма, скинию, ковчег Завета и жертвенник, который использовали левиты для жертвоприношений. Эти предметы спрятали в пещере, пока не настало время возвращения в Иерусалим.
Но Иеремия не только предрекал разруху и беды. Он также говорил о надежде. Близкой – когда обещал, что через 70 лет, угнанные в Вавилон пленники смогут вернуться. Далекой, когда он предсказал появление Спасителя из рода Давидова.
День памяти
1 мая
Благотворительный фонд Святая Земля
Житие Святых