Строитель «белой Руси», так называет князя Андрея летопись. Бесстрашный воин, миролюбивый политик, ученый книжник, для верующих он навсегда остался человеком, который построил самые прекрасные храмы Древней Руси, дал начало Владимирской летописи и содействовал созданию многочисленных рассказов, прославляющих Богородицу.
Посаженный отцом, Юрием Долгоруким, править в Вышгороде, Андрей решил переехать в Ростов. С собой он взял икону Богородицы из женского монастыря, что позже получила название Владимирской. Недалеко от Владимира, кони отказались идти вперед. Князю было видение.
Голос сказал ему, чтоб не в Ростов он вез икону, а поставил во Владимире. А на том месте где сейчас стоял выстроил бы храм.
Андрей, молитвенник и книжник, не посмел ослушаться. Привез икону во Владимир, а на месте, где было его видение выстроил храм Рождества Богородицы. Вскоре на том месте вырос городок, который назвали по прозвищу князя Боголюбово.
Князь Андрей выстроил около 50 храмов по всей Владимирской, Суздальской, Ростовской земле.
Приглашал для этого иноземных мастеров и местных работников. Строить велел из белого камня.
Строительство храмов привлекало народ. Земля Владимирская изменилась при его правлении изрядно: стала многолюдной, обросла городками и деревеньками.
Князь пытался добиться для Ростовского княжества митрополии, но не преуспел. Патриарх даровал Феодору, которого выдвигал князь, только епископский сан, да и то ненадолго.
Но в культурном отношении, князь Андрей добился того, что Владимир стал таким же центром просвещения, как Киев. Библиотеки ростовских монастырей превосходили по количеству книг Новгородские и черниговские. А города Суздаль, Ростов, Владимир до сих пор входят в Золотое кольцо России.
У великих людей всегда много врагов. Политика князя не нравилась приближенным боярам. У них были свои интересы, а об общей пользе думать было недосуг. Бояре составили заговор и набросились небезоружного князя Андрея в его спальне. Раненый князь выбрался наружу и спрятался под лестницей. Однако, его нашли по кровавому следу и добили. Тело бросили прямо на улице.
В 2015 году в Переяславле-Заллеском в одном из храмов (Спасо-Преображенском) была обнаружена надпись с подробным описанием убийства. Там же перечислялись имена заговорщиков. Так мы узнали, что в заговоре участвовало 20 человек. Имена некоторых были известны раньше по летописям, но некоторые обнародованы впервые. Однако, исследование останков, которое провели в первом десятилетии 21 века, показало, что реальными убийцами были только два человека. Остальные ран не наносили.
Тело князя подобрал и отнес в церковь «гость киевский» Кузьма Киянин. Там его отпели, а затем перенесли в Успенский собор Владимира и похоронили.
Но покоя благоверный князь еще долго обрести не мог.
В 1919 году комиссия реввоенсовета вскрыла раку с мощами. Было дано врачебное заключение, которое подтверждало способ убийства, описанный в летописи.
В первые десятилетия советской власти, тело то выставляли, как музейный экспонат, то отправляли для исследований в Москву. Потом опять возвращали во Владимир. А потом снова отправляли в Москву. Какое-то время останки пребывали в Государственном историческом музее.
Но в 60-е их вернули во Владимир.
Наконец, в 1987 году мощи передали в Успенский собор. Ныне они хранятся в раке на том же месте, где были впервые захоронены.
Празднование
17 июля
6– Собор Владимирских святых
23 октября– Собор Волынских святых
Благотворительный фонд Святая Земля
Жития Святых