Преподобный Герасим Болдинский

Мальчик Григорий родился в 1490 году неподалеку от Данилова монастыря в Переславле- Залесском. Семья была глубоко верующая, они часто посещали монастырь и просили благословения настоятеля Даниила. Когда Григорию исполнилось 13 лет, он решил стать послушником и учеником отца Даниила. Тот ответил согласием на просьбу и, спустя некоторое время, Григорий принял постриг под именем Герасима. В монастыре Герасима почитали за подвижничество и доброту. Неоднократно он сопровождал настоятеля Даниила в Москву, где встречался с Великим князем Василием III.

Но душа Герасима просила нового духовного подвига. После 26 лет, проведенных в монастыре настоятель благословил его на отшельничество. Местом для своей пустыни Герасим выбрал в глухих смоленских лесах, но недалеко от дороги. Себе построил хижину, а у дороги повесил специальную котомку, «кузовец», для милостыни и пожертвований. Жизнь у дороги была полна опасностей. Разбойников в тех лесах водилось великое множество, и они часто обижали отшельника и забирали то немногое, чем он владел. Но Герасим обидчиков прощал и непрестанно за них молился. А свой скудный паек делил с больными и убогими.

blank

Через 2 года такой жизни послышался Герасиму колокольный звон. Пошел он на звук и вышел к огромному дубу рядом с ручьем. Поставил там Герасим крест, а себе соорудил хижину. И снова стал непрестанно молиться и пребывать в посте. Было это недалеко от речки Болдинки.

Как ни странно, местные жители отшельнику не обрадовались, строили против него козни и даже наместника княжеского уговорили по ложному навету арестовать. Но тут посетил наместника посланец из Москвы, который Герасима признал, попросил у него благословения и рассказал
наместнику о его духовных подвигах. Герасима с почетом отпустили. Постепенно рядом с ним стали селиться другие монашествующие. Вместе они соорудили часовню. Народу прибавлялось, и Герасим, с посохом и котомкой отправился в Москву, просить разрешения открыть монастырь. В 1530 году построили Троицкую деревянную церковь, и пустыня превратилась в монастырь. Позже деревянную церковь заменили на каменную. Обитель быстро разрослась, обзавелась угодьями и процветала.

Герасим работал не покладая рук, и все ему было мало. Он рубил и корчевал деревья, пилил дрова. Стирал одежду, ухаживал за больными. Был и мельником, и пекарем. Спал совсем немного, а питался только хлебом и водой, но при этом не ослабевал. Наоборот, поражал всех своей силой, таская из лесу громадные бревна. Отличался преподобный огромным смирением, плакал во время молитвы, а чудеса и исцеления объяснял вмешательством Святого Духа, утверждая, что он тут ни при чем.

blank

Чем больше разрасталась обитель, тем больше Герасим мечтал о тишине и уединении. Он оставил Болдинский монастырь и, с несколькими учениками поселился на реке Бебри. Место преподобный выбрал жуткое. Он сам говорил, что там пролито было много крови и творились ужасные дела и «душегубство великое». В 1543 году Иоанн IV подписал грамоту, в которой разрешал открыть монастырь Иоанна Предтечи. Герасим помогал строить кельи и церковь, а когда жизнь в монастыре наладилась, оставил там настоятелем своего ученика, а сам на короткое время вернулся в Болдинскую обитель.

Но снова хотелось преподобному уединения, снова отправился он в путь. На этот раз поселился на Брянщине. Но огонь, горящий в его душе, привлекал людей. Опять начали присоединяться монахи и послушники, построили церковь, получили разрешение на монастырь. Преподобный участвовал в строительстве, хотя уже был немолод. Рыл ямы, носил камень. А когда храм освятили, ушел. Как многие святые, старец знал время своей смерти. Он заранее призвал игуменов всех, основанных им монастырей и поведал им события своей жизни. Этот рассказ стал основой Жития преподобного Герасима. Преподобный отошел к Господу 1 мая 1554 года. Его похоронили в Болдинском монастыре, в первом его храме – Троицком соборе.

А в 2001 году, при проведении ремонтных работ, на глубине 3-х метров было открыто погребение преподобного Герасима. Тело лежало в выдолбленном из целого ствола гробе. Были найдены остатки керамики 16 века, кожаная обувь. Мощи поместили в Введенском храме монастыря.

Благотворительный фонд Святая Земля
Житие Святых

Добавить комментарий