Жизнь преподобного Дионисия поначалу текла, как жизнь многих посадских людей. Вырос, женился, родил сыновей. Необычным можно считать только то, что Давид (так его звали до пострижения), был грамотным и хорошо знал Священное писание. В юности он проходил обучение у священников. Сам стал священником и служил в небольшом храме, пока не потерял жену и сыновей. Тогда появилось у него желание удалиться в монастырь. Несколько лет он прожил в Успенском Старицком монастыре. Отличаясь начитанностью, умением размышлять и праведностью вскоре был назначен архимандритом.
В 1607 году, по приказу Лжедмитрия I, в Успенский монастырь сослали патриарха Иону, с наказом держать в строгости и чести не оказывать. Дионисий наказ проигнорировал и принял патриарха с почестями, а когда тот умер, велел похоронить на монастырском кладбище, а над могилой устроил беседку.
В 1610 Дионисий стал архимандритом Троице-Сергиевой Лавры. Время было тяжелое, Смутное. Постоянные вооруженные конфликты приводили к тому, что вокруг бродили калеки, беженцы, раненые солдаты. Дионисий сразу стал устраивать для них странноприимные дома и больницы.
Архимандрит писал и рассылал по городам послания, с призывом объединяться в борьбе против польских интервентов. До нас дошли 3 таких послания.
Как имя Сергия Радонежского неразрывно связано с Куликовской битвой, битвой не только за независимость, но и за веру православную, так имя Дионисия связано с ополчением Минина и Пожарского. И снова битва была не только за независимость, отстаивали и возможность остаться православными. 14 августа 1612 года, архимандрит благословил ополчение, шедшее освобождать Москву. Он сказал, что Господь и Сергий радонежский помогут им постоять за истинную православную веру.
Ехавший в Москву юный царь Федор заехал за благословением архимандрита, а в июле 1613 Дионисий участвовал в его коронации.
Казалось бы – жить, да радоваться. Тем более, что патриарх поручил архимандриту почетное задание. Он и его помощники должны были внести изменения в Требник. Во время работы они обнаружили множество несоответствий с более ранними текстами и внесли много изменений. Это возмутило часть иноков и те обратились к патриарху, обвиняя Дионисия и помощников в искажении текстов. Был устроен церковный суд, на котором архимандрита лишили возможности проводить богослужения и приговорили к штрафу. Он штраф платить отказался, ибо вины никакой за собой не чувствовал. Дионисия сослали в Новоспасский монастырь. К счастью, вскоре патриархом стал отец царя Филарет, а с визитом прибыл патриарх Иерусалимский Феофан. Они провели тщательное расследование, сверили тексты с греческими образцами и полностью оправдали Дионисия и тех, кто ему помогал. Архимандрит вернулся в Лавру и развернул широкое строительство. Летопись говорит, что если он не строил храмы, то обновлял их непрерывно.
Настоятель непрерывно трудился. Он не считал зазорным участвовать в полевых работах, был кроток и милостив. Если кто провинился, выговаривал наедине, а вот хвалил принародно. Жил в простой келье, с несколькими насельниками. Ежедневно, кроме правила, читал пластырь, бил земные поклоны. Перед смертью в 1633 году принял великую схиму и умер сразу после обряда. Похоронен был в Лавре. Сейчас мощи находятся в Серапионовой палате, под спудом.
День памяти
25 мая
17 июля (переходящая) – Собор Тверских святых
19 июля -Собор Радонежских святых
4 сентября (переходящая) – Собор Московских святых
Благотворительный фонд Святая Земля
Жития Святых