Святой Владимир принес на Русь не только православную веру. Он пригласил первых мастеров для постройки и росписи храмов. Поэтому в зданиях домонгольской эпохи явно прослеживается влияние Византии.
Самые древние сохранившиеся фрески (росписи по сырой штукатурке) сейчас находятся на территории Украины, именно там началось строительство первых храмов. Сохранились, хоть и незначительно, фрагменты росписи первой церкви Киева, Десятинной.
На территории современной России расписывать стены начали в Новгороде. Там проводилось крупное каменное строительство, там сохранились фрагменты первых русских фресок.
Храм Софии Премудрости Божьей был построен по приказу Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Неизвестно, когда начали расписывать храм, а вот закончили почти через 100 лет, в 1140 г.
Лучше всего сохранилась самая блеклая роспись, по которой трудно судить о других фресках. Это изображение императора Константина, который признал христианство государственной религией и его матери Елены, первой в истории христианской паломницы. Ученые считают, что это и не фреска вовсе, а набросок под мозаику, которую почему-то делать не стали.
Интересна легенда о фигуре Вседержителя, которую можно прочитать в «Сказании о святой Софии». Там написано, что стены расписывали художники из Царьграда (Константинополя) и образ Спаса они вырисовали с благословляющей рукой. Однако на следующий день, рука была сжата в кулак. Образ переписали, но все повторилось снова, а потом еще раз. На 4-й день в храме раздался голос, который сказал, что Господь держит Новгород в своей руке, и пока она сжата, город будет стоять. Известный ученый с мировым именем, академик Лихачев, считал, что предсказание сбылось. Во время Отечественной войны, артиллерийский снаряд попал в изображение Христа, уничтожив его. После этого, по мнению академика, древнему Новгороду пришел конец. Разрушения были такого масштаба, что представить себе город в первоначальной архитектуре уже невозможно.
Но фрески страдали и без обстрелов, в мирное время. Очередной архиерей отдавал приказ и старую штукатурку просто сбивали, а вместе с ней и произведения древних мастеров. Роспись забеливали, а поверх наносили то, что сейчас называют «новоделом».
Так что от древней росписи остались только мелкие фрагменты. Их можно рассмотреть на куполе, там отчетливо видна фигура Соломона. В галерее можно увидеть фрагменты из жизни святого Георгия.
2. Спасский храм на Ильине улице, Великий Новгород
Во второй половине 14 века, Византия переживала нелегкие времена. Постоянные перевороты, внешние войны, ослабили государство и истощили казну. В таких условиях, многие талантливые художники искали счастья на чужбине. Так на Русь попал знаменитый византийский живописец Феофан Грек. Из обрывков сведений в летописях, а главное в письмах монаха Епифания, нам стали известны некоторые факты о жизни, личности и манере письма Феофана. Так, мы знаем, что на Русь Феофан приехал знаменитым, уже успев расписать несколько соборов в Константинополе. Что работал он не только в Новгороде, но и в Москве. Там встречался с Андреем Рублевым.
Единственные фрески Феофана Грека, сохранившиеся до наших дней – это росписи стен храма Спаса Преображения в Новгороде.
Фрески пострадали от времени, но дают представление о творческой манере письма художника. Остатки Еврастихии можно увидеть на алтарном столбе, Сошествие Духа и фигуры святых – на стенах. Купольная роспись представлена фигурой Христа Пантократора и ангелов с серафимами. Праотцы изображены в простенках купольного барабана. Лучше всего фрески сохранились на хорах. Феофан нарушил традиции византийского письма: все его фигуры разные. Он отличаются величиной и позами, придавая изображению особый ритм и жизненную силу.
Судьба фресок Георгиевского собора, что в Юрьевом монастыре, трагична. Их варварски сбили и на их месте написали новые, по историческим меркам, совсем недавно, в 1901 году.
Сохранились лишь фрагменты росписи в башне собора. Это изображения Одигитрии, св. Георгия и святителей. Манера письма однозначно указывает, что расписывали храм местные мастера, но делали они это не при постройке храма, а лет через 50-60.
Так мы бы не узнали в каком стиле и как был расписан собор, если бы не чудесная находка. В 2014 году начались археологические раскопки внутри храма. При разборе пола выяснилось, что каждый раз, когда его перестилали, то срубали оставшуюся сверху часть росписи и использовали в качестве подложки под новый пол. Поэтому ученым удалось очистить множественные изображения ликов, рук, ног, одежды. Но главное – ликов, ведь они лучше всего передают традиции и манеру письма.
Фрески определенно древние, во время и после монгольского ига такой состав штукатурки уже не использовался. Так что фрагменты уверенно относят к 12 веку. К тому графичная манера письма (мало цвета, много контура) соответствует византийским канонам этого времени.
4. Антониев монастырь
Согласно летописи, храм Рождества Богородицы в Антониевом монастыре, расписали в 1125 году. Увы, их варварски испещрили насечками, чтобы закрепить новые слои штукатурки. Тем не менее, уже в 1923 году были предприняты попытки расчистить роспись. Работы, с перерывами, продолжались до конца 70-х годов.
Роспись эта интересна тем, что она выполнена в романском стиле, совершенно не характерном ни для Византии, ни для Руси. Объяснений может быть несколько. Новгород был городом торговым, тут жили, работали, продавали и покупали представители разных стран и культур. Основатель монастыря, Антоний, был иностранцем, выходцем из Рима. Приехав на Русь, он мог общаться только с «гречанином Готфином». Неудивительно, если он выписал заморских мастеров для росписи храма.
Четыре храма, века истории и много работы по восстановлению – все, чтобы мы понимали, как формировалось православное мировоззрение на Руси.
Благотворительный фонд Святая Земля
Инвестиции в Душу!