Целых полтора века длилась эпоха иконоборцев. Полтора века верующие, порой ценой своей жизни, спасали образы от гибели. Тайком продолжали почитать их, несмотря на фициальную пропаганду иконоборчества.
Последним императором Византии, который преследовал верующих, видящих в иконах двери в небеса, был Феофил. Дни свои он закончил в результате тяжкой болезни, перед самой смертью признал, что иконоборчество было ошибкой. После него, на трон взошла императрица Феодора, которая никогда не скрывала, что почитает иконы.
Во время торжественной службы в Софийском соборе, она призвала вернуться к почитанию икон. После богослужения, императрица лично возглавила крестный ход по улицам, во время которого впервые за долгое время, иконы открыто выставили для почитания.
Официально иконоборчество признали ересью на Вселенском соборе 843 года. В память об этом событии, Церковь установила торжественную день: Торжество православия.
Празднуют его в первое воскресенье после начала поста.
К песнопениям в этот день добавляют молитвопрославление Христа и иконопочитания.
Исполняется тропарь Нерукотворному Спасу. После всенощного бдения совершается Литургия. Она посвящена Василию Великому. Во время молебна, следующего за Литургией,, все священство покидает алтарь. Иконы Богородицы и Христа устанавливают на аналоях в центре храма.
Существует особая икона, которая носит то же название, что и праздник. Самая древняя из известных хранится в Британском музее. Ее относят к 14 веку.
На иконах Торжества Православия изображен образ Богородицы с младенцем Христом “Одигитрия”. Икона установлена на престоле, а с двух сторон ее поддерживают ангелы.
Слева от образа располагается святая Феодора со своим сыном, Михаилом. Справа — святые Мефодий и Феодор Студит, другие защитники иконопочитания.
В нижнем ряду помещены святые, которые выступали против запрета на почитание икон до событий 843 года. Их подвиги и труды стали фундаментом, который позволил Истине восторжествовать.
Отцы Церкви предостерегали от неправильного понимания праздника. Это не праздник, который ставит православных выше других. Это празднование победы Истины,”Христа — над слабостями человеческого понимания” (Антоний Сурожский).
Торжество Православия совершается всякий раз, когда мы помогаем обездоленным, трудимся на благо общины, примером показываем, что значит служить Господу.
Благотворительный фонд Святая Земля
Инвестиции в Душу!