17 век — время освоения Сибири. Именно в суровом северном краю родился Дмитрий Мокринский, сын казачьего атамана. Он пошел по стопам родителя и упоминается в документах, как тобольский городничий.
Возмужав, Дмитрий женился, в семье появились дети. Однако, после смерти жены, будущий святой ушел в Невьянский монастырь. Все имущество свое он оставил, кроме родовой иконы Богородицы Успение.
Монастырская жизнь пришлась иноку по душе, но хотелось ему большего одиночества, чтоб сосредоточится на молитве.
Взяв с собою Успенскую икону, он отправился в место, названное Белым городищем.
Поселился там на обрыве. Сначала в пещере, а затем, в деревянной келье.
Множество историй о чудесах, которые совершил святой Далмат, записал его сын, архимандрит Исаак.
Постепенно, к старцу присоединились другие монахи. Они отстроили часовню, кельи. Так возникла Исетская пустынь.
Христианская обитель часто подвергалась разорению башкирскими кочевниками и татарскими ханами. Но она, как Феникс, возрождалась вновь. Примечательно, что на пепелище монастыря икона Успения Богородицы сохранялась в целости.
Последние годы жизни старец провел в затворе. Был похоронен в Успенской церкви, а когда построили новый, каменный Успенский собор, то над могилой устроили усыпальницу. Там также хранились шлеп, кольчуга и схимническая одежда святого Далмата.
В 1871 году, строители храма в честь иконы “Всех скорбящих радость”, наткнулись на захоронение Далмата. Однако, церковные власти велели оставит гроб на месте, вскрытие не проводить.
И тут у прихожан из разных селений начались видения. К ним являлся святой Далмат и жаловался, что лежит он в сырости. Архимандрит и несколько братьев, убрали землю и увидели, что вода и вправду проникла внутрь гроба. На мощи и одежду святого нанесло песка и ила. Мощи от воды сильно пострадали. Но пойти против воли начальства не могли, поэтому могилу только осушили и вновь засыпали.
С середины 19 века, в обители стали вести записи о чудесах, совершенных по молитвам святому. Он считался покровителем воинов, ведь сам был им. Имя преподобного упоминается во время службы всем святым в земле Русской просиявшим, которую составили в 1918 году.
В 20-е годы прошлого столетия монастырь закрыли. Вещи старца передали в музей, расписанное деревянное надгробие выбросили на свалку. Помещения использовали под хозяйственные нужды. Тогда же пропала Успенская икона богородицы.
В 90-е началось возрождение монастыря. В 1994 году было принято решение вскрыть гробницу. С тех пор мощи находятся в Скорбященском храме, в деревянной раке, доступные для почитания.
Сначала, преподобный почитался как местночтимый святой. В 2013 году было утверждено общецерковное почитание Давлата Исетского.
В обители возродили обычай записывать свидетельства о помощи по молитвам святому.
Дни памяти
23 июня Собор Сибирских святых
6 августа
8 июля
Благотворительный фонд Святая Земля
Инвестиции в Душу!