«Где святая София, там и Новгород» — 900 лет спустя эти слова по-прежнему отзываются в сердцах новгородцев. Никогда еще храм так не ассоциировался с городом, как Софийский собор. Построил его князь Владимир, сын Ярослава Мудрого в 1050 году. Мастеров пригласил издалека, но византийским и киевским зодчим удалось передать характер Новгорода в этом храме: мощный, слегка суровый, сдержанный, но способный на великие замыслы.
Новгородцы были уверены, что Святая София уберегла их город от нашествия монголов, защитила от морового поветрия, помогла выдержать польское нашествие. От иноземцев спасала, от своего не уберегла. Когда Иван Грозный захватил город, его жестоко разграбили. С этим связана одна легенда. Якобы, во время грабежа на крест церкви сел голубь и окаменел от ужаса, который творился внизу.
Во время фашисткой оккупации крест с собора сняли и вывезли. После долгих поисков он нашелся в испанском музее. Только в 2004 году его вернули на Родину. Он хранится внутри собора, а на крыше установлен новый.
Еще одно предание связано с фресками внутри собора. Образ Христа на куполе задумали с открытой рукой, но выписать ее не получалось. После множества попыток, к художнику во сне явился Христос, который пояснил, что он сжимает руку, потому что держит в ней Новгород.
Расписывали храм в несколько этапов, иногда покрывая старые фрески новыми. До нас дошла лишь небольшая часть росписи. Одна из фресок очень необычна. Дело в том, что фигуры святых Константина и Елены написаны в очень необычной технике – по сухой штукатурке. Принято
считать, что эту технику использовали при росписи русских деревянных храмов, но они до нас не дошли. А вот фреска в Святой Софии сохранилась.
Главные, Магдебургские ворота открывают в храме только по праздникам. Их захватили в качестве военного трофея при стычках со шведами, привезли и установили в храме в 12 веке. В 15 веке русский умелец Авраам подновил ворота и теперь его имя записано на них, вместе с именами немецких мастеровых Риквина и Вейсмута.
Главные святыни собора:
Икона Божья Матерь «Знамение» была написана в 1070 году. Пережила многочисленные войны и борьбу с религией и с благоговением хранится в родном соборе.
Предание говорит, что именно она спасла новгородцев, когда Андрей Боголюбский хотел захватить город для Суздаля. Икону вынесли на стены, и вражеская стрела пробила ее. Из глаз Богородицы потекли слезы, а на суздальцев напало безумие. Они стали драться друг с другом, новгородцы легко обратили их в бегство.
Богоматерь «Тихвинская». После освобождения Новгорода от шведов в 1617 году нужно было подписать мировое соглашение. Послы поехали молиться Божьей Матери Тихвинской, которая защитила обитель от вторжения. С собой они забрали один из списков иконы. Богоматерь не оставила новгородцев, был подписан договор в Столбово.
Миротворительницу встречал крестным ходом весь Новгород, а митрополит нес икону на руках, пока не установил ее для поклонения в Софийском соборе. Царь Федор Михайлович даже праздник в честь этого события велел отмечать.
Успенье Пресвятой Богородицы – список с иконы из Киево-Печерской Лавры. Написана была в дар Софийскому собору. В оклад положили мощи святителя Нифонта, митрополита новгородского в 12 веке, известного строителя храмов. В 1941 году была взята с собой верующими, которых эвакуировали из Новгорода. Этой иконе предписывают чудесное спасение поезда с эвакуированными во время ковровой бомбежки фашистами.
В соборе также хранятся мощи святого князя Владимира Ярославича, который повелел построить Святую Софию, его жены Анны, святого князя Федора Ярославича, святого князя Мстислава (Георгия) Храброго, святителей Иоанна и Никиты.
Софийский собор – действующий храм. Богослужения там проходят 2 раза в день, но не совершаются Таинства крещения и отпевания.
При соборе действует воскресная школа и библиотека.
Благотворительный Фонд Святая Земля
Храмы и Монастыри России