Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь, Истра

Крестьянский сын, ставший предстоятелем Русской Православной Церкви, Патриарх Никон, как никто был уверен, что для мечты преград не существует. А его мечтой было перенести на Русь частичку Палестины.

В 1656 году он задумал грандиозное строительство на берегу реки Истры. По его замыслу, там основали мужской монастырь, который по архитектуре должен был повторить главные памятники святой Земли. С легкой руки царя Алексея Михайловича, Воскресенский монастырь стали называть Новым Иерусалимом.

Патриарх взялся за дело серьезно. На землях монастыря провели масштабные ландшафтные работы. Вырубили лес, досыпали холм, расчистили большие участки под строительство. Даже названия в округе изменили на палестинские. Появились горы Елеон и Сион, Истра стала
Иорданом. На стройке трудились крестьяне из ближних и дальних сел, а мастеровых собирали по всей Руси.

Когда Патриарх Никон впал в опалу, он удалился в Воскресенский монастырь и привез туда свою огромную библиотеку. Там были рукописи с Афона и древние русские свитки, первые печатные книги, произведения иностранных авторов. Позже часть книг перешла в патриаршую казну, а все
рукописи- в Синодальную библиотеку. Сейчас они хранятся в историческом музее.

Когда Никона лишили сана и выслали на север, работы по устройству Нового Иерусалима замерли. Рабочих перевели на украшение Грановитой палаты Кремля. Но обитель продолжала существовать, а при Федоре Алексеевиче, и расцветать.

Главный собор монастыря, Воскресенский, построен по чертежам храма Гроба Господня в Иерусалиме. Его деревянную модель привез на Русь, прибывший с визитом Константинопольский патриарх Паисий.
С собором соединена подземная церковь Константина и Елены. При Никоне она отличалась простотой, но в 18 веке ее обновили в пышном стиле барокко.

К концу 17 века обитель обнесли каменной оградой в 9 метров высотой. А толщина их в иных местах доходит до 3-х метров. Это, без сомнения, оборонительное сооружение с боевыми башнями и узкими бойницами. Над Святыми воротами устроили церковь Входа в Иерусалим.

18 век был щедр на пожары. Собор горел несколько раз. В результате крыша рухнула, стены растрескались. Царица Елизавета Петровна была так опечалена, что послала на восстановление церкви своего любимого архитектора Растрелли. Восстановленный в середине 18 века собор
просуществовал в таком виде до самого разрушения в 1941 году.

Екатерина II тоже следила за деятельностью монастыря, выделяла деньги на его расширение и ремонт. Царская семья уделяла внимание монастырю и жертвовала на новое строительство вплоть до революции 1917 года.

В 19 веке обитель стала центром паломничества. Для богомольцев построили странноприимный дом, несколько гостиниц. Тогда же началась научная работа по изучению истории и библиотеки монастыря.

В 1919 году монастырь закрыли, но не разграбили, а превратили в музей. То, что не сделали коммунисты, осуществили фашисты. В 1941 году они взорвали собор. Бесценные исторические материалы были утрачены.

Уже в 1942 году началось проектирование реставрации собора. Работы продолжались больше 10 лет и в 1959 году музей опять открыли. А ы 1994 году, по просьбе Патриарха Алексия II монастырь вернули церкви. Музей переехал, в обители появились насельники, начались службы. С 2011 года, по благословению Патриарха Кирилла, в Новом Иерусалиме проводят чин Великого освящения воды, такой же, как на настоящем Иордане. А в праздник Воздвижения Креста Господня проводят чин животворящего Креста. Эти события и святыни монастыря, его необычная история и схожесть с палестинскими местами поклонения привлекают множество паломников.

Добавить комментарий