В 1674 году, в самый разгар реформ патриарха Никона, которые раскололи церковь на 2 лагеря, на берегу реки
Варзуга построили храм. Свое несогласие с нововведениями строители выразили в самой архитектуре здания. Патриарх Никон велел строить церкви строго «о пяти верхах», а шатровые, однокупольные, запретил, но именно такую возвели в Варзуге.
Все классические приемы северного русского зодчества воплотил архитектор: церковь с шатром – сужающейся кверху пирамидой с 8-мью гранями, построена без единого гвоздя, украшена
множеством декоративных элементов. Шатровые архитектура очень распространена на севере – ее форма снижает нагрузку толстого слоя снега. Основание церкви четырехугольное, к нему со
всех сторон примыкают патрубки, образуя крест. На этом основании стоит восьмистенный сруб, шейка купола и сам купол с крестом, который достигает высоты 34 м. Стоит храм на высоком берегу реки. Видно его издалека, он словно стремиться ввысь. Иконостас церкви включал в себя 84 иконы. Некоторые из них остались от старой, не сохранившейся церкви, над другими работали иконописцы Соловецкого и Антониево-Сийского монастырей. Его обновили в 1860 году.
Некоторые иконы заменили, добавили новые оклады.
В 1894 году здание обновили. Снаружи добавили новую обшивку, поменяли шпиль, отремонтировали главу. Перечень работ мастер артели плотников перечислил на деревянной доске. Упомянул и количество работников, и оплату. Доску эту, как отчет для потомков, оставил в маковке церкви. А потом о церкви никто не заботился долгие 100 лет. Ремонт бы, несомненно, провели, да вмешалась революция и «борьба с мракобесием». В ходе этой борьбы церковь осталась без своих колоколов. В 1939 году из сняли, распилили, и сложили на берегу реки. Вода в реке поднялась и, спадая, унесла с собой колокола. Так они и остались лежать под толстым слое донного ила.
Здание церкви ветшало, а главное, сильно портились иконы. Часть из них передали в Государственный Эрмитаж на реставрацию, часть бесследно пропала, а какие –то просто сгнили.
На государственном уровне сохранить памятник деревянного зодчества не пытались, но специалисты им интересовались всегда. Мурманский архитектор Н.П. Быстряков даже создал точный макет церкви, который сейчас выставлен в краеведческом музее.
В 1990 году была зарегистрирована приходская община села Варзуги, в храме начали проводить службы. В 1999 году здание официально передали Русской православной церкви. Практически сразу же началась реставрация. Пока работы велись снаружи, в храме по-прежнему проводили
службы. В 2004 году началась внутренняя отделка и теперь церковь почти всегда закрыта.
Красота, какая-то душевность этого небольшого храма, несомненно, привлекают паломников.
Однако добраться до храма очень непросто. От ближайшего города, Кандалакши, больше 100 км по грунтовой, сложной дороге. Может поэтому о храме Успенья Пресвятой Богородицы, таком древнем и прекрасном, мало кто знает. Никакие признаки цивилизации его не коснулись, и он по-
прежнему поражает мастерством русских зодчих и своей неброской северной красой.
Благотворительный Фонд Святая Земля
Храмы и Монастыри России