Удивительно, как небольшая церковь в российском городе, может иметь огромное значение для всего мира. Мог ли кто подумать, когда в 1374 году заложили Спасскую церковь, что она станет объектом всемирного наследия? Мы точно не знаем, кто пригласил византийца Феофана Грека расписать храм, но знаем, что этим он сохранил фрески знаменитого художника для всего мира. Больше работ Феофана не сохранилось нигде.
Уличане явно любили пышный декор – церковь, строгая по архитектуре, украшена необычайно пышно. Многочисленные арки, поребрики, кресты на всем фасаде смягчают строгий, крестообразный силуэт. Есть версия, что кресты выложены в память погибших в битве за Торжок новгородцев.
Роспись храма неоднократно расчищали, освобождая от побелки и штукатурки. Это делали при царе и при советской власти. Фрески сохранились только в виде отдельных фрагментов, но и они дают представление о таланте мастера. Роспись монохромная, художник использовал разные оттенки красного и коричневого, чтобы создать пронзительные картины. В них мало деталей, но общее впечатление никого не оставляет равнодушным. О манере работы Феофана нам известно из письма его современника, книжника и философа Епифания. Он рассказал своему другу, что Феофан никогда не смотрел на образец, писал играючи. Мог во время работы вести беседы, и казалось, его руки просто сами знали, что делать.
Лучше всего фрески сохранились на куполе и барабане. Величественная фигура Спасителя. Его окружают архангелы, херувимы и серафимы. Под ангелами изображены праотцы, что довольно необычно для того времени. Феофан предпочел изобразить не пророков, а праотцов: Адама, Мелхиседека, Ноя, Авеля. Из пророков – только 2 фигуры: Илии и Предтечи.
Сама церковь не перестраивалась, но у нее были пристройки. Сначала, притвор и маленькая звонница. Затем, на их месте соорудили теплую паперть с колокольней. Эти пристройки разобрали в 1936 году.
Наружная роспись храма была создана много позже, но, как ни странно, узнали о ней случайно. В 1831 году, во время эпидемии холеры, от стены отвалился огромный кусок штукатурки. Под ним обнаружилась фреска с изображением Богоматери Одигитрии. Как только это произошло –
эпидемия пошла на спад. На южном фасаде сохранилось изображение Богоматери «Знамение».
Старинный храм неоднократно страдал от нашествий и пожаров. Фрески промывали щелочью, а в какой-то момент просто забелили. Во время войны в храме был наблюдательный пункт немцев. Они топили буржуйку, копоть сильно повредила роспись. Как будто этого было мало, в здание попал снаряд, вызвав значительные разрушения.
Нужно сказать, что даже советские власти осознавали ценность фресок. Попытки их расчистить предпринимались уже в самый разгар гражданской войны, в 1918. После Отечественной, храм восстановили, убрали пристройки, почистили от копоти. Исследователи не исключают, что где-то под известью и штукатуркой ожидают своего часа и другие работы Феофана Грека.
Сейчас здании находиться музей, где экскурсоводы с удовольствием рассказывают об истории храма и его необычных фресках.
Благотворительный Фонд Святая Земля
Храмы и Монастыри России