Бывают церкви древние, деревянные, каменные, на острове построенные или на городской площади. Но мало есть церквей, которые могут похвастаться путешествием в Париж. А вот надвратная церковь Михаила архангела из Крестовоздвиженского монастыря – может. Путь в
Париж и обратно был не прост. Построили церковь в 1610 году из вековых бревен. Цель у нее была не только религиозная, но и оборонительная. Поэтому и фасадов сделали 2. Один, внешний, выглядит, как сторожевая башня, с узкими окнами-бойницами. Второй, с внутренней стороны забора – с крыльцом и папертью.
Несмотря на то, что церковь была небольшой, надвратной, она была богато украшена. Предание говорит, что там были и позолоченные оклады на иконах, рукописные Евангелия. Убранство, вышитое золотом и серебром. Особенно легким, приятным и прохладным был воздух, пронизанный ароматов дерева. Кровля была устроена так хитро, что влага вообще не проникала. Дерево внутри оставалось сухим в любую непогоду. И да, не было использовано ни одного гвоздя.
Несмотря на это, храм со временем обветшал. В 19 веке его отремонтировали, скрыв природную красоту. Сделали жестяную крышу, стены обшили тесом.
Обнаружили храм случайно. После того, как Крестовоздвиженский монастырь закрыли, туда снесли некоторые вещи церковного обихода. На территории открыли училище, и чтобы мальчишки не лазали, здание обшили досками и благополучно о нем забыли. И лишь после войны решили поинтересоваться, что же там, за досками. В 1958 году его отреставрировали. Убрали тес, восстановили кровлю.
Красавица церковь так поразила реставраторов, ученых и архитекторов, что в 1973 году ее отправили в Париж, на выставку. Для этого понадобилось церковь разобрать по бревнышку, погрузить на 30 грузовиков и отправить в долгий путь. Выставка называлась: «Русская деревянная декоративная пластика от древнейших времен до наших дней». Стояла наша церковь недалеко от Елисейских полей, поражая французов и гостей своей необычной архитектурой. Организаторы выставки даже письмо мэру написали (тогда эта должность называлась по-другому, да не суть). Благодарили за возможность полюбоваться и не могли сдержать чувств по поводу отсутствия гвоздей.
После «гастролей» решено было путешественницу поставить в центре города. Дело поручили обычной строительной бригаде, которые про метод «без гвоздей» слышать не слышали. Набили их не один десяток, чтоб устойчивость придать. Пол новым тесом застелили. Хорошо хоть окошко
оставили, на старый, бревенчатый посмотреть. Сейчас в здании работает музей.
Благотворительный Фонд Святая Земля
Храмы и Монастыри России