Свято-Троицкий Ипатьевский
мужской монастырь. Кострома

На удивление, об основании одного из самых известных монастырей России известно мало.
Документальных сведений не сохранилось, а там, где нет фактов, царят легенды. Время основания разнится веками, то ли в 13 веке открылся, то ли в 14. А уж о причинах постройки рассказов ходит много.

Мурза Золотой Орды, великий князь или ушкуйники
новгородские

Одна из историй связывает постройку монастыря с родоначальником боярской, а затем и царской семьи Годуновых. Согласно устным преданиям, в 14 веке мурза Чет бежал из Золотой Орды в Москву. Он попросил защиты и милости у великого князя Ивана Калиты, принял христианство, стал жить – поживать, да заболел. И в путешествии, изнемогая от боли, вдруг увидел бывший мурза, а теперь боярин Захарий, Божью Матерь, Апостола Филипа и мученика Ипатия. В результате боярин выздоровел, а на месте видения заложил монастырь. Историки склонны причислять эту историю к легендам, но одно известно точно – Годуновы обитель считали «своей» и щедро жертвовали на ее развитие. У Годуновых при монастыре были личные усыпальницы, в них захоронены многие члены знаменитого рода.

Есть еще одна версия основания, она связана с князем Василием Ярославичем, братом Александра Невского. Он так любил Кострому, что став великим князем Владимирским, во Владимир не переехал, а остался тут. Выделил обители землю и денежное пожертвование.

А третья версия утверждает, что монастырь основали торговые люди из Новгорода. Святой Ипатий на Руси был мало известен, но в Новгороде его почитали, считая покровителем торговцев.
Сначала построили церковь на месте впадения Костромы в Волгу, а там и насельники появились.
Открыли странноприимный дом, стали вести службы и благословлять путников.

Первое официальное упоминание Ипатьевского монастыря относится к 1432 году. Был он небольшим и довольно бедным. Но когда Годуновы добились высокого положения при царском дворе, они стали щедро жертвовать на строительство и украшение храмов.

С монастырем связана история еще одной царской семьи – Романовых. Здесь укрывался юный Миша Романов во время недолгого царствования Лжедмитрия II. Отсюда 13 марта 1613 года Михаила Федоровича увезли на санях в Москву – на царство. Романовы об этом никогда не забывали, осыпали монастырь щедрыми пожертвованиями, любили здесь бывать. А уж перед венчанием на царство приезжали обязательно.

Взлеты и падения

Польские войска Лжедмитрия захватили монастырь в 1609 году, но ополченцам удалось его отбить. К сожалению, во время боев пострадала ограда монастыря и сам Троицкий собр.

При первом Романове – Михаиле, к старому монастырю пристроили Новый город – обширное пространство, обнесенное крепкими стенами с 3-мя башнями. Видимо, Михаил Федорович вспоминал, как боялся, что «тушинский вор» придет за ним в обитель – укрепил ее, как настоящую
крепость. Башни ограды имели военное назначение. Из Водяной был тайный ход к реке, а Пороховой хранили бочки с порохом. Это и сыграло роковую роль. В 1649 году Пороховая башня взорвалась и разрушила Троицкий собор с его древним иконостасом. На ее месте отстроили новую, намного обширнее и богаче. Стены храма украсили великолепными фресками.

Старую часть обители тоже укрепили, нарастили стены, устранили пробоины. Царь для этого прислал мастеров из Москвы.

Но не все Романовы относились к Ипатьевской обители с благоговением. Царь Петр велел колокола со звонницы снять. Ему нужен был металл для пушек. Нужны ему были и деньги, так что инокам пришлось не только забыть о богатых пожертвованиях, даже необходимые суммы были
урезаны. К середине 18 века монастырь пришел в полное запустение. Но когда он стал резиденцией архиерея, его снова обустроили, подремонтировали. В 1747 году при монастыре открыли Духовную семинарию, а в 1764 построили новый храм – Рождества Богородицы.

В 19 веке здания монастыря реставрировали дважды. Оба раза по инициативе царей – Николая I и Александра II. Опять засияла звезда Ипатьевской обители. Увы, ненадолго.

Пришла революция. По распоряжению нового правительства все изделия из драгоценных металлов были изъяты. Из обители вывезли 14 кг золота и 200 кг серебра. Здание отдали под общежитие.

В годы войны власти смягчили свое отношение к верующим, которые отдавали свои жизни, свой труд и свои накопления борьбе с врагом. Монастырь стали рассматривать как памятник истории.
После войны на территорию перевезли несколько объектов деревянного зодчества и организовали музей под открытым небом.

Снова открылся монастырь в 1991 году. После долгих споров о разделении территории между общиной и музеем, в 2004 году все здания были возвращены Церкви.

Святыни

От знаменитых старинных икон обители мало что сохранилось. Пожары, взрывы, годы забвения не прошли даром. Много икон вывезли в Москву, распределили по разным музеям.

Но в обители по- прежнему есть святыни, достойные поклонения.

Это 4 ковчега хранящие:

Частицы ризы Господней

Мощи святого Симона Юрьевецкого

Частицы мощей святого Ипатия

Камень из подвала дома, где расстреляли императорскую семью

Главная икона монастыря – Божья Матерь Ипатьевская. Ее привезли с собой бояре, приехавшие звать Михаила Романова на царство. Чудом икона сохранилась и была возвращена обители в 2004 году.

Монастырь открыт для посещений, на территории есть музей, сувенирная лавка. Паломники могут принять участие в богослужении и поклониться святыням.


Благотворительный Фонд Святая Земля
Храмы и Монастыри России

Добавить комментарий